"Человек своим поступком толкает на тот или иной путь жизни не только себя самого, но и все человечество. Бога нет, а значит человеку все позволено".
Исходя из моего опыта - знакомство с экзистенциализмом начинается именно с Жана Поля Сартра. На самом деле, многие знакомятся именно с этим ярким представителем атеистического течения данной философии, говоря об истории развития философской мысли в 20 веке. В 1938 году, еще до заключения в концлагерь(1940) и знакомством с творчеством Мартина Хайдеггера( патриархом онтологии и философской мысли 20 века), Сартр пишет свой дебютный, а впоследствии культовый философский роман "Тошнота", где поднимает проблему смысла человеческого бытия. А именно он подчеркивает абсурд и бессмысленность. Основными лейтмотивами выступают чувства одиночества, бренности и безысходности. В основу своих глубоких экзистенциальных рассуждений Сартр кладет идею: дать возможность догадаться человеку, что смысл находится в отсутствии смысла( один из постулатов). Рано или поздно к этому придет главный герой Антуан Рокантен, которого Сартр не случайно сделал научным работником. Роман выстроен на основе плавного вхождения читателя из дневниковых неподготовленных, монологических записок в само рассуждение Сартра. Главный герой не верит Бога( основной постулат атеистического экзистенциализма).
Главному персонажу тяжело от того, что он чувствует себя лишним в мире. Антуан не может найти свое предназначение, поэтому его тошнит. Он пока не способен найти квинтэссенцию своей тошноты. Материальные вещи вызывают у главного героя, своего рода, отвращение. Даже смотря на свое лицо, он воспринимает его иначе, мнет его на протяжении получаса, пытается понять, почему его лицо такое серо, подобное асфальту. Возвращаясь к роду деятельности главного героя - научный исследователь(историк), который доказывает причастность Маркиза де Ральбона к убийству императора Павла I. Почему этот тридцатилетний историк? Он эрудирован, умен, начитан, чтобы у него появились мысли такого рода, потому что в отличие от бессознательных материй, Рокантен способен оторваться от науки и подумать о проблемах существования, а также об истоках своей тошноты. Проблема тошноты не в любви... не в прошлом и не в будущем, которых нет у героя.. Суицид? Давление от мысли бесполезности в этом мире постоянно с ним, нет различия между мертвым и живым, поэтому Рокантен отвергает данный путь "спасения". Тошнота - Антуан... Тошнит от самого себя. Сартр дает своему герою шанс не только понять сущность тошноты, но и выйти из этого состояния. Если так можно назвать, то вторым родом его деятельности было кафе, куда он ходил на протяжении романа и просил официантку поставить одну и ту же пластинку( https://youtu.be/ijmpTlN3HRI?si=fd_LERn3wxTzO6eq ), представлял как ее поет негритянка, как она выглядит, и это его вдохновляло. Он понял, что если о нем будут думать точно так же, как он о негритянке и песне, то жизнь будет прожита не зря, он находит спасение. Он не должен писать про французского авантюриста, который может быть причастен к убийству Павла I, он должен написать то, что вдохновит других.
"Мне хочется уйти, убраться туда, где я в самом деле окажусь НА СВОЕМ МЕСТЕ, на месте, где я прийдусь как раз кстати… Но такого места нет нигде, я лишний".
Комментарии
Отправить комментарий